Проект II. Шекспировская тема в хореографии
Ни один из сюжетов Шекспира не получил такого огромного числа постановочных решений, как «Ромео и Джульетта». На сегодняшний день известно более 70-ти постановок, как отечественных, так и зарубежных. Среди наиболее ярких работ – постановки Л. Лавровского (1940), К. Макмиллана (1965), М. Бежара (1966), Дж. Ноймайера (1971), Р. Нуреева (1977), Ю. Григоровича (1978, первая редакция; 1979, вторая редакция), Н. Касаткиной и В. Василева (1981), В. Васильева (1990), Е. Панфилова (1996).
В сравнении с «Ромео и Джульеттой» сюжет «Отелло» не получил такого многообразия решений, однако некоторые работы заслуживают внимания. Среди них постановки Х. Лимона (1949) и Дж. Ноймайера (1985). Менее известны работы В. Чабукиани (1960), Т. Гзовской (1956). Наконец, как опыт авнгардных решений следует отметить постановки А. Сигаловой (1990) и Р. Поклитару (2004).
Трагическая сторона любви нашла свое продолжение в сюжете «Антоний и Клеопатра» в постановках И. Чернышева (1968), А. Дементьева (1972), С. Воскресенской (1983).
Наряду с лирической получает развитие и социальная тематика, где первенство принадлежит «Гамлету» и «Макбету». Балеты на сюжет «Гамлета» ставили К. Сергеев (1970), Н. Рыженко (1986), Н. Долгушин (1969), М. Бежар (1989), Дж. Ноймайер (1976) и многие другие. Среди ярких интерпретаций «Макбета» – постановки В. Васильева (1980), У. Сарбагишева (1980), А. Дементьева (1983), Н. Боярчикова (1984).