+7 (950) 639-61-84 +7 (982) 699-06-55 lady.julia170668@mail.ru
Проекты
Авторский проект Сабрековой Г.С. «Шекспировский абонемент»

Авторский проект Сабрековой Г.С. «Шекспировский абонемент»

Предлагаем вашему вниманию новый информационно-образовательный проект, осуществляемый в рамках культурно-просветительской деятельности в системе художественного и общего образования. «Шекспировский абонемент» – это проект, позволяющий осуществить многогранное знакомство с музыкально-театральными и художественными интерпретациями Шекспира.

Проект адресован учащимся школ, студентам гуманитарных вузов, преподавателям, а также всем любителям искусства. Он представляет собой цикл лекций-концертов, а также видео-показов и семинарских занятий Проект может иметь различную адресную аудиторию и различный формат.

Обеспечивая выполнение целого ряда задач – информационных, обучающих, воспитательных – проект устремлен к главной цели – к осмыслению ценностей человеческой жизни, к формированию эстетических и художественных ориентиров.

Проект «Шекспировский абонемент» – не только опыт концертно-исполнительской практики, но и педагогического эксперимента, возникшего в связи с необходимостью изучения шекспировской темы в рамках теоретических дисциплин в системе художественного образования. Шекспировская тема является неотъемлимой частью многих учебных программ: как детских школ искусств, так и средних и высших профессиональных учебных заведений. Она активно реализуется в теоретической и в художественно-практической деятельности учащихся независимо от избранной ими специализации.

Проект существует с 2007 года на базе Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. На протяжении нескольких лет определилось несколько направлений в его реализации:

 

  • Шекспировская тема в оперном искусстве;
  • Хореографические интерпретации Шекспира;
  • Шекспир в инструментальной музыке;
  • Шекспир в камерно-вокальной музыке;
  • Шекспир и современный кинематограф;
  • Шекспировская тема в изобразительном искусстве.


Доминирующее положение шекспировская тема обретает на отделении театрального искусства в рамках такой экспериментальной программы, как «Беседы о театре» (ДШИ) и «История театра» (СПУЗ). Изучая разные исторические этапы театральной культуры, учащиеся знакомятся не только с эпохой и творчеством Шекспира, его ценностным миром, но и основными началами его драматургии, принципами его художественного мышления.

На отделении хореографии (ДШИ) шекспировская тема изучается в рамках дисциплины «Беседы о хореографическом искусстве». Позднее, – в средних профессиональных учебных заведениях (СПУЗ) – в рамках дисциплины «История хореографического искусства». Особое внимание уделяется анализу балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», который занимает этапное положение в балетной шекспириане ХХ века. Учащиеся знакомятся с различными трактовками «Ромео и Джульетты» в разных постановках выдающихся хореографов, знакомятся с творчеством прославленных исполнителей, создавших незабываемые шекспировские образы на балетной сцене.

На музыкальном отделении шекспировская тема представлена в рамках таких теоретических дисциплин, как «Музыкальная литература» (ДМШ, ДШИ) и «История музыки» (СПУЗ). Студенты и учащиеся знакомятся с выдающимися музыкальными интерпретациями шекспировских произведений на примере симфонической, оперной, балетной и камерно-вокальной музыки. В музыкально-образовательной деятельности СПУЗ значение шекспировской темы действительно велико, поскольку она пронизывает творчество многих изучаемых композиторов XIX–XX веков: Г. Берлиоза и Ф. Мендельсона, Ш. Гуно и В. Беллини, П. Чайковского и Дж. Верди, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Шекспировская тема активно реализуется и в исполнительской деятельности студентов музыкальных вузов. Особой популярностью пользуются вокальные миниатюры разных композиторов на стихи сонетов Шекспира. Множество переложений балетной и оперной музыки существует для различных камерных исполнительских составов.

Еще более важным для изучения шекспировской темы является ее духовно-воспитательное значение. Здесь актуальность Шекспира не вызывает сомнений, поскольку активное изучение классики способствует не только эстетическому, но и нравственному воспитанию молодежи. На занятиях учащиеся и студенты знакомятся с разными подходами в решении шекспировских произведений, что дает им возможность осмыслить изменения ценностей в истории культуры, а вместе с тем – духовное состояние мира.

Информационной базой данного проекта является многолетняя научно-исследовательская практика преподавателя, автора проекта. По материалам шекспировской темы создано четыре учебно-методических пособия, опубликовано 8 научных статей, посвященных проблемам интерпретации Шекспира в музыкальном театре ХХ века. Кроме того, материалы по теме данного проекта обсуждались на различных научно-практических конференциях, проводимых Гуманитарным университетом города Екатеринбурга.

Думается, что «универсальность» шекспировской темы, ее непреходящая актуальность, вызовет интерес у представителей самых разных художественных специальностей, а также поможет лучше сориентироваться в эстетических и художественных проблемах изучаемой темы.

 

Оценка: 0.0 / 0

Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете оставить комментарий первым.
Оставить комментарий
avatar
Настройки