+7 (950) 639-61-84 +7 (982) 699-06-55 lady.julia170668@mail.ru
Анонсы

Готовится к публикации статья "Шекспировский абонемент" как опыт проектной деятельности

"Шекспировский абонемент" как опыт проектной деятельности в условиях ДШИ" / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры" , Томск, 14 ноября 2014 год.

Предлагаем вашему вниманию новый информационно-образовательный проект, осуществляемый в рамках культурно-просветительской деятельности в системе образования. «Шекспировский абонемент» – это авторский проект преподавателя Сабрековой Г.С., позволяющий осуществить многогранное знакомство с музыкально-театральными и художественными интерпретациями Шекспира.


Проект адресован учащимся школ, студентам гуманитарных вузов, преподавателям, а также всем любителям искусства. Он представляет собой цикл лекций-концертов, а также видео-показов и семинарских занятий.


Обеспечивая выполнение целого ряда задач – информационных, обучающих, воспитательных – проект устремлен к главной цели – к осмыслению ценностей человеческой жизни, к адаптации молодого поколения с помощью искусства к непростой окружающей действительности, к формированию эстетических и художественных ориентиров.


Проект «Шекспировский абонемент» – не только опыт концертно-исполнительской практики, но и педагогического эксперимента, возникшего в связи с необходимостью изучения шекспировской темы в рамках теоретических дисциплин в системе художественного образования. Шекспировская тема является неотъемлимой частью многих учебных программ: как детских школ искусств, так и средних и высших профессиональных учебных заведений. Она активно реализуется в теоретической и в художественно-практической деятельности учащихся независимо от избранной ими специализации.


Проект существует с 2007 года на базе ДШИ№1 (Управление культуры Администрации города Екатеринбурга). На протяжении нескольких лет определилось несколько направлений в его реализации:

  • шекспировская драматургия;
  • шекспировская тема в оперном искусстве;
  • хореографические интерпретации Шекспира;
  • Шекспир в инструментальной и камерно-вокальной музыке;
  • Шекспир и современный кинематограф;
  • шекспировская тема в изобразительном искусстве

Доминирующее положение шекспировская тема обретает на отделении театрального искусства в рамках такой экспериментальной программы, как «Беседы о театре» (ДШИ) и «История театра» (СПУЗ). Изучая разные исторические этапы театральной культуры, учащиеся знакомятся не только с эпохой и творчеством Шекспира, его ценностным миром, но и основными началами его драматургии, принципами его художественного мышления.


На отделении хореографии (ДШИ) шекспировская тема изучается в рамках дисциплины «Беседы о хореографическом искусстве». Позднее, – в средних профессиональных учебных заведениях (СПУЗ) – в рамках дисциплины «История хореографического искусства». Особое внимание уделяется анализу балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», который занимает этапное положение в балетной шекспириане ХХ века. Учащиеся знакомятся с различными трактовками «Ромео и Джульетты» в разных постановках выдающихся хореографов, знакомятся с творчеством прославленных исполнителей, создавших незабываемые шекспировские образы на балетной сцене.


На музыкальном отделении шекспировская тема представлена в рамках таких теоретических дисциплин, как «Музыкальная литература» (ДМШ, ДШИ) и «История музыки» (СПУЗ). Студенты и учащиеся знакомятся с выдающимися музыкальными интерпретациями шекспировских произведений на примере симфонической, оперной, балетной и камерно-вокальной музыки. В музыкально-образовательной деятельности СПУЗ значение шекспировской темы действительно велико, поскольку она пронизывает творчество многих изучаемых композиторов XIX–XX веков: Г.Берлиоза и Ф.Мендельсона, Ш. Гуно и В. Беллини, П.Чайковского и Дж. Верди, С.Прокофьева и Д.Шостаковича.


Шекспировская тема активно реализуется и в исполнительской деятельности студентов музыкальных вузов. Особой популярностью пользуются вокальные миниатюры разных композиторов на стихи сонетов Шекспира. Множество переложений балетной и оперной музыки существует для различных камерных исполнительских составов.


Еще более важным для изучения шекспировской темы является ее духовно-воспитательное значение. Здесь актуальность Шекспира не вызывает сомнений, поскольку активное изучение классики способствует не только эстетическому, но и нравственному воспитанию молодежи. На занятиях учащиеся и студенты знакомятся с разными подходами в решении шекспировских произведений, что дает им возможность осмыслить изменения ценностей в истории культуры, а вместе с тем – духовное состояние мира.


Одним из примеров реализации «Шекспировского проекта» является опыт учебно-лекторской практики на факультете современного танца в Гуманитарном университете г. Екатеринбурга. Изучение шекспировской темы осуществляется в рамках самых различных теоретических дисциплин: основы хореографической драматургии, музыкальное искусство, анализ музыкально-танцевальных форм, актерское мастерство, культурология и др. Наиболее любопытным нам кажется опыт изучения шекспировских сюжетов в музыкальных и хореографических интерпретациях. Для студентов танцевального факультета как будущих хореографов-специалистов это не просто опыт освоения классического наследия, но и самое непосредственное воспитание общей хореографической культуры, осмысление новых эстетических и технологических задач, которые ставятся перед специалистами XXI века.


В связи с этим учебным опытом следует сказать следующее. Шекспировская драматургия, к которой все чаще обращается современный балет, диктует хореографам современный уровень мышления при создании спектакля, его языка, выразительных средств, характеров героев, конфликтов. Он учит раскрывать жизнь более «полифонично» и дерзновенно. В качестве учебного материала предлагается множество интересных работ из числа музыкальных и хореографических интерпретаций. Здесь можно привести множество примеров.


Ни один из сюжетов Шекспира не получил такого огромного числа постановочных решений, как «Ромео и Джульетта». На сегодняшний день известно более 70-ти постановок, как отечественных, так и зарубежных. Среди наиболее ярких работ – постановки Л. Лавровского (1940), К. Мак-миллана (1965), М. Бежара (1966), Дж. Ноймайера (1971), Р. Нуреева (1977), Ю. Григоровича (1978, первая редакция; 1979, вторая редакция), Н. Касаткиной и В. Василева (1981), В. Васильева (1990), Е. Панфилова (1996).


В сравнении с «Ромео и Джульеттой» другие сюжеты Шекспира не получили такого многообразия решений, однако некоторые работы также заслуживают внимания. Опыт сравнительного анализа интерпретаций дополнительно обогащает восприятие современной хореографической культуры и дает почувствовать изменчивость меняющихся ценностей.


Театр Шекспира и балет – не отвлеченная теоретическая тема, а повседневная практика театральной жизни. Именно с шекспировской поэтикой у современного балета есть зримые точки соприкосновения. Именно в театре Шекспира балетное искусство может почерпнуть для себя важные уроки.


Информационной базой данного проекта является многолетняя научно-исследовательская практика преподавателя, автора проекта. По материалам шекспировской темы создано четыре учебно-методических пособия, опубликовано 10 научных статей, посвященных проблемам интерпретации Шекспира в музыкальном театре ХХ века. Кроме того, материалы по теме данного проекта обсуждались на различных научно-практических конференциях, проводимых Гуманитарным университетом города Екатеринбурга.


Думается, что «универсальность» шекспировской темы, ее непреходящая актуальность, вызовет интерес у представителей самых разных художественных специальностей, а также поможет лучше сориентироваться в эстетических и художественных проблемах изучаемой темы.

Оценка: 0.0 / 0

Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете оставить комментарий первым.
Оставить комментарий
avatar
Настройки