+7 (950) 639-61-84 +7 (982) 699-06-55 lady.julia170668@mail.ru
Анонсы

Готовится к публикации статья "Молодые композиторы Урала - детям"

"Молодые композиторы Урала - детям" (к 75-летию Союза композиторов России) / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры" , Томск, 14 ноября 2014 год.

В современной системе начального музыкально-художественного образования все активнее утверждается концепция гуманитарной педагогики, основной задачей которой является воспитание искусством. Главную роль в этом процессе играет усвоение учащимися духовного опыта, заключенного в содержании художественного произведения. Неслучайно в связи с этим педагогическая мысль все активнее устремляется к поиску нового современного материала, освоение которого обеспечило бы решение целого ряда педагогических задач: информационных, обучающих, воспитательных. К такому примеру, безусловно, следует отнести творчество молодого композитора Урала Анны Красильщиковой (р.1978).
Многогранный талант молодого композитора сегодня в центре внимания не только ее коллег-музыкантов, любителей и профессионалов, учеников и друзей. Ее музыкой серьезно интересуются ученые, за развитием ее творчества следят крупные мастера, композиторы и исполнители. Лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов, трижды стипендиат Министерства культуры Свердловской области, стипендиат правительства РФ, член Союза композиторов России, Анна Красильщикова сегодня является автором большого числа музыкальных сочинений, разнообразных по жанру и стилю. И конечно самое важное место в ее творчестве занимает музыка для детей.
Говоря о музыке композитора, хотелось бы заострить внимание на ее личности, попытаться высветить главное, что составляет уникальность ее творческого дарования. Формирование личности композитора, ее стиля совпало с периодом рубежа XX-XXI веков. Музыка многих современных композиторов стала отражением тех сложных кризисных явлений, которые сопровождали нашу жизнь в 90-е годы прошлого века. Современная музыка отличалась усложненностью конструкций, диссонирующими гармониями, «разорванностью», хаотичностью. Многие критики отмечали, что в современной музыке «не осталось ничего человеческого, живого». Кризис «музыкального языка» стал отражением кризиса духовного и социального. Но самое главное, что эти свойства стали входить в традицию, моду, а впоследствии стали явлением конъюнктуры. Восприятие современного музыкального языка зачастую вызывало растерянность слушателя: что же это такое – новая «художественная реальность» или «антихудожественный произвол»?
На фоне этой современной музыки – странной, причудливой, «усложненно-заумной» вдруг появляется композитор, чей язык совершенно не вписывается в установленные рамки современного композиторского письма. Об этом можно говорить с иронией, поскольку язык усложненных, диссонирующих конструкций к тому времени уже стал «традицией», «нормой».
Музыку Анны Красильщиковой по праву можно назвать эстетическим феноменом. Она обладает такими редкими и прекрасными свойствами, о которых многие современные композиторы давно забыли: это редкостный мелодический дар, благородство гармоний, это стройность и изящество форм, удивительная открытость и чистота мысли, которые проявляются в каждой интонации ее многих лирических сочинений. Но самое главное – это искренность и благородство, которые составляют духовный аристократизм ее личности.
Сравнивать музыку Красильщиковой невозможно даже с романтиками XIX века, чья эстетика неизменно связана с «поиском гармонии и счастья». У Красильщиковой это не «поиск», это переживание Счастья как абсолютной реальности, которая неизменно присутствует в мире. Это светлое жизнеутверждающее начало и составляет главную доминанту ее творчества. В сущности это те прекрасные и по сути классические гуманистические свойства, к которым нас возвращает музыка Анны Красильщиковой. Наверное, поэтому у нее так много друзей и поклонников, счастливой чувствует себя детская аудитория.
Сегодня молодой композитор на пороге творческой зрелости. Ей тридцать шесть лет. Позади годы учебы в консерватории, первые опыты серьезных композиторских сочинений, успех, дипломы, лауреатские звания на всероссийских и международных конкурсах.
Диапазон жанровых и смысловых устремлений приятно удивляет: это произведения для театра и кино, оркестровые, хоровые, камерно-инструментальные, камерно-вокальные, а также песни, романсы.
Особый интерес представляет «детская» музыка Анны Красильщиковой, поскольку, как нам кажется, это как раз тот современный материал, который неизменно будет востребован в системе детского художественного образования.
Первым циклом нужно считать сборник фортепианных пьес «Музыка детства». Внутренняя организация сборника – это своеобразный калейдоскоп детских впечатлений и связанных с ними переживаний: мир мечты, грусти и восторга, завораживающих предчувствий, ожидания свершения таинств, происходящих в природе. Название пьес говорят за себя: «Зимний вечер», «Ожидание», «Танец башмачков», «Грезы», «Очень маленькая инвенция», «Вальс мечты». В музыке композитору удалось воплотить главные эстетические свойства детской души: одухотворенность, доброту, искренность.
Несомненным успехом пользуется музыка к спектаклю «Людвиг, Тутта и другие». За это произведение автор получила ряд наград – Диплом Лауреата на областном конкурсе «Надежда Урала», диплом на областном конкурсе музыкально-театральных коллективов, диплом на городском конкурсе детских музыкальных театров «Весна-Театр-Музыка». Постановка этого мюзикла была впервые осуществлена на сцене Детской школы искусств №1 города Екатеринбурга, в ней приняли участие преподаватели и учащиеся театрального отделения под руководством режиссера Аликова А.А.
Среди произведений для детей особый интерес представляет хоровой цикл «Семеро братцев» на стихи Вл.Федорова. В него вошло семь произведений: «Красный», «Черный», «Коричневый», «Зеленый», «Синий», «Белый», «Желтый». Этот цикл сегодня входит в репертуар детских хоровых коллективов и вокальных ансамблей разных школ России. Его музыка пользуется неизменной популярностью и часто звучит на концертах.
Еще один вокальный цикл под названием «России верные сыны» написан на стихи В. Кончица. Военно-патриотическая тематика выбрана неслучайно. Этот цикл посвящен офицерам контрразведки, их опасной и неутомимой деятельности.
Среди произведений камерно-инструментальной музыки особенно хочется выделить Вариации для виолончели и фортепиано «Зимний вечер». Музыка этого сочинения пронизана проникновенным лиризмом, теплотой и задушевностью. Виртуозность виолончельной партии оттеняет мягкий фон фортепиано.
Самым интересным на наш взгляд является «Первый концерт для фортепиано с оркестром», ставший дипломной работой по окончании консерватории и получивший диплом Лауреата на Международном конкурсе молодых композиторов в Болгарии. Внешне по форме концерт вполне традиционен: классическая стройная трехчастная форма. Но обращает на себя внимание содержание музыки, которое несет совершенно новые идеи. Особенно это проявляется во второй части Andante, где идея Красоты и Человечности обретает «вселенский» смысл.
Вот уже несколько лет Анна Геннадьевна Красильщикова работает в Детской школе искусств №1 города Екатеринбурга, преподает музыку детям. Пользуясь заслуженным уважением со стороны коллег и учеников, продолжает радовать своими новыми сочинениями. Размышляя о судьбе молодого композитора, хочется сказать следующее.
Вступая в XXI век, отчетливо осознаешь то глубинное различие между поколением музыкантов века нынешнего и века минувшего. Качество исполнения, культура интонации, фразировки, смысловой артикуляции – все это становится полем общественной дискуссии в профессиональной и художественной среде. Проблема касается не столько технического исполнительского уровня, сколько смыслового постижения произведений искусства, которое напрямую связано и с системой художественного образования, и эстетического воспитания. Понимая необходимость сохранения базовых фундаментальных ценностей в непростых условиях для современного образования, мы еще раз хотим направить внимание педагогического сообщества на тех редких художников и творцов, которые неустанно отстаивают важнейшие гуманистические принципы в искусстве. Их произведения – залог счастливого развития духовной культуры для будущего поколения. Музыка Анны Красильщиковой – яркий тому пример.

Оценка: 0.0 / 0

Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете оставить комментарий первым.
Оставить комментарий
avatar
Настройки